На попечительстве Павлодарского кризисного центра, находятся 15 женщин и 32 ребёнка, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Здесь им помогают восстановить документы, пройти переквалификацию и трудоустроиться. Также в центре проводят психологические консультации для семей, которые переживают трудности в отношениях, но стараются сохранить свою ячейку общества.
Айнаш Ильясова, директор кризисного центра для женщин:
К нам в центр может обратиться любая женщина, которая попала в тяжёлую жизненную ситуацию. Это может быть семейное насилие, если муж избивает, и её некуда идти. Есть мамы одиночки, которая родила, и её тоже некуда идти. Есть семьи, которые переезжают с других регионов, есть с районов. Буквально на днях из Щербакты к нам поступила женщина с маленьким грудным ребёнком. Она сбежала от мужа, потому что он её избивал. Вот она к нам пришла, мы её сразу приняли.
К сожалению, есть женщины, которые неоднократно возвращаются в кризисный центр. Им не отказывают в психологической и юридической помощи, но их уже называют продуктом системы. Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики Назипа Шинаи выразила озабоченность моделью поведения патологических жертв. Назипа Шанаи, член национальной комиссии по делам женщин:
Сегодня, когда мы оцениваем работу таких центров, перед нами стоит задача – какие же изменения в подзаконные акты нужно внести, или документы, которые формируют эти центры, для того, чтобы процесс иждивенчества через нашу помощь мы не развивали. Я думаю, что всё это связанно с воспитанием человека. На самом деле, правильно воспитанный человек, он будет стараться не зависеть от кого-то. И оказанная помощь государством в течение шести месяцев: обучение, трудоустройство – это старт для дальнейшей жизни. А если этот старт человек не использовал, то я думаю, что надежд на исправление мало.
По словам Назипы Идрисовны, постояльцев кризисных центров могло быть меньше, если бы перед вступлением в брак люди проходили консультации у психологов – и точно понимали, подходят ли они друг другу, и готовы ли они стать достойной ячейкой общества. В кризисном центре работают с семьями уже постфактум, то есть с теми, которые ходят пойти на примирение и воссоединение семьи. Член Национальной комиссии по делам женщин сделала замечание руководству организации, так как в центре работает психолог, разговаривающий только на русском языке.
Ещё одно замечание кризисному центру – отсутствие электронной базы поступающих и обращающихся за помощью женщин. На сегодняшний день регистрация женщин осуществляется занесением данных в рукописный журнал. Член Национальной комиссии по делам женщин настоятельно рекомендовала создать автоматический бот, где женщины сами могли регистрироваться, указывать свою проблему и вставать на учёт.
Раиса Моргунова