Вступает в силу с 19 августа 2024 года
Закон Республики Казахстан (РК) «О масс-медиа» объединяет основные положения законов «О средствах массовой информации» и «О телерадиовещании», которые утрачивают силу. Новый закон вводит ряд существенных изменений в регулирование медиа-сферы Казахстана.
Ключевые изменения
1. От «О СМИ» к «масс-медиа»
В Закон «О СМИ» ранее входили печатные издания, телеканалы, радиостанции, информационные агентства, в том числе распространяющие информацию в интернете, а также сетевые издания, но лишь те, которые встали на учет, причем в добровольном порядке. Поскольку обязательная регистрация для них законом не предусматривалась.
Закон «О СМИ», был принят 25 лет назад, когда интернет был в зачаточном состоянии. С тех пор интернет-издания вышли на ведущие роли, между тем даже такого понятия в законе не было (говорилось: сетевые издания).
Законодательно ввели понятие масс-медиа. Куда вошли, помимо «старых» СМИ, еще и интернет-издания. Интернет-издания – это такие интернет-ресурсы, деятельностью которых является сбор и распространение информации. И вставать на учет в МКИ они отныне должны будут в обязательном порядке. А значит, и следовать журналистским правилам – закону «О масс-медиа».
Однако есть и такие интернет-ресурсы, у которых иные цели и задачи, а значит, они не относятся к СМИ. При этом их продукция также может быть предназначена для распространения (к примеру, сайт любой компании, реализующей товары). Так вот, понятие масс-медиа объединяет СМИ и такие вот интернет-ресурсы. Ставить на учет их не надо, а вот соблюдать каноны журналистики (закон «О масс-медиа») придется.
В законе есть статья 11 «Информация, пропагандирующая самоубийство», запрещенная к размещению и распространению информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства. Ответственность за это будут нести не только с профессиональные СМИ, но и любой интернет-ресурс, даже если сайт любителей кинематографа.
2. Классификация СМИ. Разграничение СМИ на государственные и негосударственные
Государственные СМИ: более 50% голосующих акций/долей принадлежит государству (ст. 1, п. 26)
Негосударственные СМИ: менее 50% голосующих акций/долей принадлежит государству (ст. 1, п. 27)
3. Финансирование. Вместо государственного заказа – грант
Существенная часть доходной части бюджета СМИ – это получение государственного информационного заказа (ГИЗ). Именно таким образом государство обеспечивало информационную политику в СМИ, причем так же и в негосударственных изданиях.
И вот подход меняется (это не касается регионального уровня, только республиканского). ГИЗ остается только для государственных СМИ, негосударственным же будут предоставляться гранты на конкурсной основе.
Цели: развитие отечественного контента, укрепление информационного суверенитета РК.
Виды грантов: краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (от 1 до 3 лет)
Приоритеты: производство контента для детей, развитие региональных печатных изданий
Квота: не менее 2/3 от общего годового объема грантов на государственном языке
Предоставление и мониторинг реализации грантов осуществляются в порядке, определяемом МКИ на единой медиаплатформе.
Как все это будет работать, выяснится чуть позже. Это как раз одна из норм, которая будет введена в действие с 1 января 2025 года.
На правоотношения в части размещения ГИЗ-а по проведению государственной информационной политики на (1) республиканском и (2) региональном уровнях, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.
4. Республиканская комиссия по вопросам государственной информационной политики.
В целях учета и защиты общественных интересов при проведении государственной информационной политики, а также удовлетворения потребностей населения в информации при уполномоченном органе создается Республиканская комиссия по вопросам государственной информационной политики.
Основными функциями Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики являются:
1) утверждение тематических направлений государственной информационной политики на республиканском уровне;
2) рассмотрение перечня тематических направлений государственной информационной политики на региональном уровне и выработка предложений в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным органом;
5. Необходимость в аккредитации (аккредитационная карта)
Существенные изменения произойдут в порядке аккредитации журналистов. Для СМИ появится возможность аккредитовывать своих представителей при источниках информации (госорганах и не только) в упрощенном порядке. В этом случае им выдается аккредитационная карта (статья 28 Закона).
Уточняется, что «аккредитационная карта выдается посредством единой медиаплатформы в порядке, определяемом уполномоченным органом».
И еще чего раньше не было. В пункте 2 статьи 28 говорится:
«Государственные органы и (или) организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами».
Отдельно следует сказать об аккредитации иностранных СМИ для работы в Казахстане. Устанавливается прямой запрет (пункт 4 статьи 30) на «занятие профессиональной журналистской деятельностью иностранных СМИ и иностранных журналистов без соответствующей аккредитации». А МИД будет вести реестр представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов.
Предусмотрено создание Единой медиаплатформы, на которой будет реализовываться государственная информационная политика, включая (1) предоставление грантов для негосударственных средств массовой информации, (2) аккредитацию журналистов при государственных органах и организациях посредством упрощенного порядка аккредитации (автоматизированный процесс выдачи аккредитационных карт) и другие функции.
6. Установлены дополнительные правовые гарантии для журналистов.
Введено понятие «особый статус журналиста», под которым понимается статус журналиста, предусматривающий защиту его прав и свобод, расширенные права при поиске, запросе, получении и распространении информации, а также иные особые права, установленные Законом «О масс-медиа».
7. Срок исковой давности
«С массовым развитием сети Интернет опубликованная журналистами информация сохраняется практически бессрочно. За последние годы журналисты все чаще стали сталкиваться с исковыми требованиями на опровержение сведений, не соответствующих действительности в публикациях нескольких лет давности», – говорится в Концепции Закона.
При этом срок исковой давности по делам о защите личных неимущественных прав не ограничен определенными сроками. А это подвергает риску журналистов в части подачи доказательств: их может и не остаться, если иск подан по публикации, к примеру, 10-летней давности.
Дело в том, что в данном случае действует иной порядок доказывания. Ведь если, к примеру, на вас жалуется сосед, что вы оттяпали у него участок земли, то он и должен предъявить доказательства – при подаче иска. А уж потом наступит ваш черед (согласно статье 72 ГПК об обязанности доказывания).
Но если некий гражданин требует от редакции опровержения информации, не соответствующей действительности и его, гражданина, порочащей, то все наоборот. Не он обязан обосновывать свою позицию, а редакция. Это следует из пункта 1 статьи 38 Закона:
«В случае обращения гражданина или юридического лица за опровержением редакция СМИ, не располагающая доказательствами того, что распространенные данным СМИ сведения соответствуют действительности, обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации».
Однако бессрочно хранить доказательства по всем кейсам – нецелесообразно. Поэтому в новом законе срок исковой давности определен: один год со дня публикации.
Другой момент, касающийся сроков, – время, даваемое организациям на ответ на запрос журналиста. Он сокращается с 7 дней до 5 (пункт 1 статьи 36 Закона):
«Ответ на запрос представляется в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в форме и на языке поступившего запроса, если иное не указано в самом запросе».
Впрочем, если ответ требует «дополнительного изучения и проверки», срок может быть однократно продлен еще на 15 дней.
8. Саморегулирование и этика
В целях саморегулирования деятельности СМИ законом предусмотрено создание общественно-профессиональных советов, которые могут быть организованы как на республиканском, так и на региональном уровнях. Основной функцией данных советов является разработка Этического кодекса журналистов.
9. Защита национального контента
В целях защиты интересов национального телерадиовещания увеличен еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм на государственном языке с 50% до 60%.
Аналогично в еженедельном объеме увеличен объем количества отечественных телепрограмм и музыкальных произведений казахстанских авторов (исполнителей и отечественных радиопрограмм) с 2025 года – 55%, с 2027 года – 60%.
Снижен с 20 % до 10% объем ретрансляции иностранных теле-, радиопрограмм на отечественных теле-, радиоканалах.
10. Организация телерадиовещания
Субъектами телерадиовещания в Республике Казахстан являются телерадиокомпании, операторы телерадиовещания, производители теле-, радиопрограмм и распространители индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств.
В области организации телерадиовещания нововведениями стали, создание комиссии по вопросам развития телерадиовещания
Комиссия по вопросам развития телерадиовещания - консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе создаваемый в порядке, определяемом МКИ в целях учета и защиты общественных интересов в области телерадиовещания, а также удовлетворения потребностей населения в теле-, радиоканалах.
В целях защиты интересов национального телерадиовещания увеличен еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм на государственном языке с 50% до 60%.
Аналогично в еженедельном объеме увеличен объем количества отечественных телепрограмм и музыкальных произведений казахстанских авторов (исполнителей и отечественных радиопрограмм) с 2025 года – 55%, с 2027 года – 60%.
Снижен с 20 % до 10% объем ретрансляции иностранных теле-, радиопрограмм на отечественных теле-, радиоканалах.
Кроме того, был определен порядок субсидирования операторов спутникового телерадиовещания.
Целью субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания на реализацию спутниковых приемных устройств является стимулирование физических или юридических лиц на приобретение отечественных спутниковых устройств.
Субсидирование части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, определяемом уполномоченным органом.
11. Ответственность за нарушение Закона О масс-медиа
Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа (Статья 67)
Нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или деловую репутацию организации (государственного органа, общественного, творческого, научного, религиозного либо иного объединения граждан и юридических лиц), воздействие средствами массовой информации на суд влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Также глава государства подписал сопутствующие законы «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам масс-медиа».
Статья 451 Нарушение законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации и статья 452 Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании объединяться в одну статью, которая будет выглядеть следующим образом:
Статья 451. Нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа
1. Распространение продукции средства массовой информации без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении ее выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу
влечет штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере 20 МРП (73 840 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 50 МРП (184 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 300 МРП (1 107 600 тенге), с конфискацией продукции средства массовой информации.
2. Производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации без переучета в случаях смены собственника или изменения его наименования, названия, языка, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска, а также изменения организационно-правовой формы теле-, радиоканала -
влекут штраф на должностных лиц в размере 40 МРП (147 680 тенге), на субъектов малого предпринимательства - в размере 100 МРП (369 200 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 200 МРП (738 400 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 1000 МРП (3 692 000 тенге), с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.
4. Распространение с нарушением требований законодательства Республики Казахстан в масс-медиа ПЕРСОНАЛЬНЫХ И БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, иной информации, позволяющей установить личность несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), а также подозреваемого и (или) обвиняемого в совершении административного и (или) уголовного правонарушения, за исключением несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких и (или) особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях, -
влечет штраф на физических лиц в размере 5 МРП (18 460 тенге), на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 25 МРП (92 300 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 50 МРП (184 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 100 МРП (369 200 тенге).
Нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа телерадиокомпаниями, совершенное в виде:
1) распространения отечественными теле-, радиоканалами менее установленной нормы процентов отечественных теле-, радиопрограмм;
2) распространения на телеканале телепрограмм новостного характера без обеспечения сурдопереводом или переводом в виде субтитров;
3) распространения на телеканале дополнительной информации, носящей характер коммерческой рекламы, превышающей двадцать пять процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах;
4) необеспечения качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм в соответствии с правилами присоединения технических средств телерадиовещания к сетям операторов телерадиовещания, технической эксплуатации систем телерадиовещания и требованиями национальных стандартов телерадиовещания, а также техническими параметрами качества телерадиовещания, -
влечет штраф на должностных лиц в размере 50 МРП (184 600 тенге), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 100 МРП (369 200 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти МРП (553 800 тенге), на субъектов крупного предпринимательства -в размере 300 МРП (1 107 600 тенге).
Резюмируя, содержание статей и ответственность за их нарушение не изменилось, слова «средств массовой информации», «средствам массовой информации» заменены словом «масс-медиа»;
12. В каких случаях СМИ освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности (Статья 68)
Средство массовой информации, а равно его главный редактор (редактор), журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если они:
1) содержались в официальных сообщениях;
2) содержатся в ответе на журналистский запрос средства массовой информации или получены из материалов уполномоченного лица (подразделения) по взаимодействию со средствами массовой информации.
!!!НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ КОПИЙ ОТВЕТОВ ОТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОС.ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ!!!
3) получены от рекламодателей и рекламопроизводителей.