В Казахстане цена авиабилета такая же, как и в Европе. Депутаты подвергли критике качество авиаперевозок в стране. Этот вопрос обсуждался на правительственном часе в Мажилисе. Как решить проблему частых задержек вылетов самолетов и трудностей с возвратом компенсаций, низкого уважения к государственному языку и других серьезных проблем в авиационной отрасли?

Так с жаркой дискуссии в Мажилисе начался правительственный час. Депутаты недовольны работой отечественных авиакомпаний.

АБЗАЛ КУСПАН, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА

Во-первых, права потребителей нарушаются. Во-вторых, рейсы задерживаются, и в-третьих, рейсы отменяются. Но нет никакой ответственности за это у компании.

По мнению Едиля Жанбыршина, «Эйр Астана» мнит себя богом нашего неба. Депутат посоветовал исполнительному директору компании Питеру Фостеру уважать закон Казахстана и защищать интересы граждан.

ЕДІЛ ЖАНБЫРШИН, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА

Ничего смешного. Вы не смейтесь, вы сидите здесь и презираете нас. Мы вам не аборигены из Африки, которые ничего не понимают. Не заигрывайтесь. Это Парламент. Это представители народа, которые здесь сидят, избранные народом.

На борту самолета мало казахских фильмов и песен. Медиаконтен отечественной компании также вызывает критику. Билеты дорогие, и все их объяснения про расстояния – это пустые разговоры, считает депутат.

ЕДІЛ ЖАНБЫРШИН, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА

Вы не повышаете зарплату каждый день, цены на топливо не растут каждый день, и территория страны не увеличивается, как резина, чтобы расстояние увеличивалось. А вы поднимаете цены от 60 тысяч до 120 тысяч. Поэтому министерство должно правильно руководить авиакомпаниями.

66 процентов расходов авиакомпании исчисляются в долларах, ответил Питер Фостер. По его словам, что билеты на «Эйр Астана» и «Флай Арыстан» дешевле, чем билеты на зарубежные лоукостеры.

ПИТЕР ФОСТЕР, ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «AIR ASTANA»

Прежде всего хочу отметить, что группа компаний Air Astana не является монополистом. В Казахстане работают 4 лицензированные компании. К ноябрю этого года FlyArystan перевез 4,1 млн пассажиров и считается гораздо более крупным оператором на внутреннем рынке, чем Air Astana. Потому что Air Astana в настоящее время уделяет приоритетное внимание развитию международных направлений.

На правительственном часе также говорилось о частых задержках рейсов. Согласно новому правилу, за каждый час задержки пассажиры могут вернуть 3 процента от стоимости билета. Министр транспорта добавил, что этот вопрос будет пересмотрен. Тем не менее, по его мнению, самолеты в Казахстане, похоже, не задерживаются больше, чем в других странах.

МАРАТ КАРАБАЕВ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА

Например, в Казахстане самолеты задерживаются. За последние 10 месяцев выполнено 76 тысяч рейсов. В мире такая же стабильность авиаперелетов, но опоздания 23 процента, 77 процентов вылетели вовремя. Тот же показатель составляет около 77 процентов в других странах, как в США, в европейских странах. Главное здесь - мы эти факты полностью признаем. Были такие случаи.

Между тем конкуренция на воздушном рынке Казахстана усиливается. Qazaq air была продана вьетнамским предпринимателям. При этом правительство страны предъявляет два требования. За пять лет должно быть приобретено 20 новых самолетов и до 2044 года должен быть закрыт долг в размере 38 млрд тенге. Это соглашение положительно скажется на развитии отечественной авиации и откроет новые рейсы.