Сауле Османова, заместитель руководителя управления культуры, развития языков и архивного дела:
Статья 21 закона «О языках» гласит, что все штампы, печати, другая информация государственных и негосударственных органов должны содержаться на государственном и на русском языках. Так же бланки, вывески и все ценники должны на двух языках. При необходимости на третьем языке. Товары, которые прибывают из-за границы они должны переводиться, ценники и вся документация, торговая документация должны так же перевести на государственный казахский язык и должны оформляться на двух языках. Есть визуальная информация на улицах городов и районов государственных и негосударственных учреждениях, вывески, таблички и вся другая информация визуальная должны оформляться на государственном и русском языках, при необходимости на третьем языке. В этом направлении ведётся работа, за 11 месяцев 2020 года проверено более 3000 объектов. Ошибки, которые были обнаружены, доведены до руководителей субъектов и даны до конца года на исправления. На сегодняшний день около 7% визуальной информация соответствуют закону о языках. Ещё предстоит нам работа. И с этой целью в начале 2021 года мы собираемся проводить большую акцию “Қала келбеті”, где участвуют все граждане нашей области, которые будут нам звонить, и сообщать где они обнаружат какие-либо ошибки. Есть статья 24 закона «О языках», которая гласит, что все руководители независимо от форм собственности предприятия, государственных и негосударственных учреждений обязаны обслуживать население на государственном и русском языках. При отказе обслуживать на государственном языке они должны административно наказываться. Поэтому на сегодняшний день все руководители законы знают и стараются соблюдать. Ещё есть закон «Защита прав потребителей». В этом законе статья 25,26 так же указывается, что обязанность всех обслуживающих персонал, которые оказывают услуги населению должны владеть государственным и русским языками, то есть потребитель имеет право обслуживаться как на государственном языке так и на русском языке. В случае отказа обслуживать на казахском языке принимаются соответсвующие меры. Вплоть до увольнения.
Сабина РАХИМБАЙ