В Павлодаре строят противортутный барьер для того, чтобы предотвратить распространение крупнейшего в республике очага ртутного загрязнения. «Стену в грунте» возводят в северной промышленной зоне города рядом с бывшим химическим заводом. Она спасет реку Иртыш от загрязнения, но как окончательно избавиться от ртути – пока не знает никто. Евгения Мягченко разбиралась в ситуации.

Ртутное загрязнение в районе озера Былкылдак считается одним из самых крупных в республике. Масштабная утечка ртути произошла вследствии допущенных ошибок сотрудниками павлодарского завода «Химпром» еще во времена СССР, говорят экологи.

Ахан Омирбек, директор корпоративного фонда «центр компетенций по экологическим технологиям»:

В следствии нарушений технологии производства, а также техники безопасности работниками завода была допущена обильная утечка ртути в окружающую среду во все три сферы: воздух, почву и в воду.

Но основную опасность на сегодняшний день представляют именно грунтовые воды. Для этого и возводится противортутный барьер. По информации управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов, это продолжение существующей «стены в грунте» протяженностью более 3,5 километра, построенной еще в 2004 году. Глубина стены составит 12 метров, ширина - 0,8 метра. Стоимость проекта - 751 миллион тенге. Противортутный барьер достаточно эффективен - грунтовый поток преодолеет стену за 254 года, а это довольно внушительный срок.

Дияр Каиркенов, заместитель руководителя управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов:

В целом нужно отметить, что установка самой стены в грунте это не одно мероприятие, которое в данном направлении проходит. У нас есть ежегодный мониторинг ртутного загрязнения, отбираются порядка 300 проб каждый год.

Попадание ртути в реку – самый страшный сценарий, о котором говорили 20 лет назад и о котором говорят сегодня. Реализация данного проекта позволит обезопасить реки Иртыш и колодцы близлежащих сёл. И пусть стена не решит вопрос полной ликвидации очага загрязнения, но точно станет ясно, что ртуть не движется к Иртышу. Строительство барьера будет завершено в этом году.

Евгения Мягченко