В Казахстане за 7 месяцев текущего года было добыто более 58-ми млн. тонн угля. Из них на энергетику направлено более 37 млн. тонн, для коммунально-бытового сектора перевезено порядка 2,5 млн тонн угля. Такие данные на площадке СЦК озвучил заместитель председателя Комитета промышленности министерства промышленности и строительства Турар Жолмагамбетов.

По словам представителя министерства, в Дорожные карты были включены планы потребностей от акиматов, сроки завершения закупочных процедур в коммунально-бытовом секторе, прочие мероприятия, связанные с подготовкой вагонов и др.

ТУРАР ЖОЛМАГАМБЕТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Эти Дорожные карты разрабатывались весной, мы их поправили. Сегодня составлен План потребности регионов на 2024-2025 год, завершили полностью процедуру закупа угля, продолжаем заготовку для бюджетных организаций, населения. КТЖ постоянно обеспечивает подвижным составом под погрузку угля. Согласно данным Плана на этот отопительный сезон объем потребления угля составляет порядка 8,6 млн тонн. Из них для коммунально-бытового сектора 2,3 млн тонн, населению – 6,3 млн тонн.

По данным национального перевозчика, на 21 августа уже завезли 1 млн. тонн угля, обеспеченность твердым топливом в среднем составляет 13% по отношению к годовому плану. Стоимость на всех этапах перемещения - от разреза до потребителя и стоимость ж/д перевозки оказывают серьёзное влияние на формирование цены для конечного потребителя.

ТУРАР ЖОЛМАГАМБЕТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Я бы хотел остановиться на цене. Стоимость угля в разрезе от ключевых поставщиков составляет от 7,1 тыс. тенге до 9 тыс. тенге. В частности, по ключевым поставщикам, «Шубарколь Комир» - стоит 8 тыс. тенге, есть рост на 900 тенге. «Каражыра» - 8,7 тыс. тенге, рост на 200 тенге. «Майкубен-Вест» - начинается цена с 7750 тенге. «Шубарколь-премиум» - 9 тыс. тенге., то есть без изменения.

По словам спикера, у каждого предприятия своя математика себестоимости. В регионах у угольных операторов цены на твёрдое топливо варьируются от 8 тыс. тенге до 26 тысяч.

ТУРАР ЖОЛМАГАМБЕТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Те населенные пункты, которые находятся в пределах досягаемости разреза, приобретают напрямую у разреза самовывозом, цена 8 тыс. тенге. Есть и достаточно далеко расположенные от угольных разрезов, может и не быть железнодорожного тупика, соответственно, к примеру, путь до поселка может составлять до 200 км. Здесь уже подключаются услуги камазистов, может повлиять даже рост стоимости дизельного топлива. Поэтому 26 тысяч могут быть.

Как отметил Турар Жолмагамбетов, низкий контроль со стороны акиматов порой приводил к тому, что социальный уголь вывозился по нецелевым назначениям, в том числе и на экспорт.

ТУРАР ЖОЛМАГАМБЕТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

То есть уголь для КБС и населения рядом субъектов бизнеса вывозили за границу. Там уголь стоил 280 долларов. Проводим контрольные закупки. Составили список недропользователей. Разрешение только у тех, кто и ранее занимался.

 Низкие темпы закупы угля населением в ряде регионов. Многие, и это уже становится плохой традицией, ждут наступления холодов. Уже сейчас надо подавать заявки на твёрдое топливо.