6 уголовных и 37 административных дел возбуждено после ДТП в начале года на трассе Астана-Щучинск, когда столкнулись 95 автомобилей. Сейчас ведется расследование. Этот вопрос на заседании правительства поднял премьер-министр Олжас Бектенов. Для предупреждения таких крупных дорожно-транспортных происшествий проводится работа по цифровизации отрасли, повышению качества и безопасности дорог.

Дело о крупном ДТП на трассе Астана - Щучинск еще расследуется. Пока неизвестно, когда оно завершится. Премьер-министр отметил, что это событие показало неэффективность существующих методов, поручил ввести конкретные алгоритмы. По его словам, работа по временному ограничению скорости должна быть выполнена безотлагательно, надо также усилить разъяснительную работу по недопущению выезда на дорогу в ненастную погоду. О мерах по улучшению состояния дорог в целом рассказали представители отрасли. В прошлом году в отремонтирован рекордный объём - 12 тысяч километров дорог.

БОЛАТБЕК АЙТБАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РГП «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ АКТИВОВ»

Охват местной сети в 2023 году составил 89%, а в 2024 году - 99%. Количество несоответствующих дорожно-строительных материалов и дефектов уменьшилось на 16%. Реконструкция некачественных работ снизилась до 5%.

Однако проблема остаётся немало. В частности, в области Абай, в Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях из местного бюджета выделяется слишком мало средств. В прошлом году казахстанцы подали в правительство более 40 тысяч жалоб на качество дорог. На совещании глава правительства сделал жесткое замечание акиму Западно-Казахстанской области.

ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

Из года в год доля хороших дорог должна расти. Должнан быть высокой. У вас все наоборот. Не только республике нужно решать проблемы, а не просто говорить про них. Должно быть соответствующее финансирование из местного бюджета. Решайте всё.

ЗКО

Жители региона также недовольны качеством дороги.

У нас самые плохие дороги. В других местах есть автобан, ещё что-то. Мы едем в Аксай по середине дороги, она, правда, очень плохая. Колеса лопаются. Сколько людей страдают, если так посмотреть.

Качество дороги плохое. Новой хватает на год, два. Разбитые дороги.

Много расходов на машину, ремонт. Дороги, которые сделали летом, весной выходят из строя. Резной. На мостах через Урал, Шаган есть дырки.

Подрядчики строят некачественные дороги, а представители ответственных органов принимают их работу. Поэтому важно снизить участие человека в этом направлении и оцифровать отрасль. Отныне состояние дорог начали проверять с помощью цифровых технологий, искусственного интеллекта.

МАРАТ КАРАБАЕВ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА

На базе существующих цифровых систем автодорожной отрасли будет создана единая цифровая платформа «E-Joldar», которая будет интегрирована. Платформа включает в себя систему сбора и учета информации по автомобильным дорогам и обеспечивает прозрачность процессов развития дорожной отрасли, надежный контроль и эффективное управление дорожными активами.

В следующем году между Алматы и Алатау будут курсировать беспилотные автомобили. В этом проекте заинтересованы как иностранные крупные компании, так и казахстанские предприниматели.

ЖАСУЛАН МАДИЕВ, МИНИСТР ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Запуск такой инициативы для беспилотного транспорта принесет Казахстану ряд стратегических преимуществ. Во-первых, привлечение международных компаний и инвестиций. Такие компании, как Waymo Google, Tesla, Baidu, Mobileye, Yandex и Huawei, активно ищут гибко регулируемые страны для тестирования беспилотников.

Премьер-министр подчеркнул необходимость активизации работы по наращиванию потенциала автодорожной отрасли. Улучшение качества автомобильных дорог, повышение потенциала Казахстана как транзитного хаба. Каждый транспорт, проходящий через территорию страны, внесет существенный вклад в рост нашей экономики. Помимо обязательных налогов, они также платят за каждый километр пройденного пути.

В настоящее время в стране действует 3 тыс. 200 км платных дорог. В 2024 году выручка от этой системы составила 48 миллиардов тенге. В этом году дополнительно введут в эксплуатацию 4 тысячи километров платных дорог, выручка которых достигнет 60 миллиардов тенге, а в следующем году этот показатель может вырасти до 100 миллиардов тенге.