В Павлодарской области около ста учреждений образования остались без руководителей. При этом большинство школ региона не смогли сдать государственную аттестацию. В прошлом году из 236 школ проверку прошли всего шесть. Почему такие низкие показатели и по каким причинам педагоги не хотят брать на себя руководство? Рассказываем подробнее.
Аттестация – это проверка всего: учебных планов, расписания, квалификации учителей, условий для учеников, даже документов на землю. Директора признаются: нагрузка колоссальная, многие не выдерживают и уходят. Сегодня в регионе в сфере образования около ста вакансий руководителей, 28 из них – в детских садах.
Айгуль Маликова, заместитель акима Павлодарской области
Сегодня по области более 70 школ без директоров. Причина проста: желающих мало. По сравнению с учителями, зарплата порой ниже. Плюс обязательный тест для назначения на должность – многие его не проходят.
По количеству школ, «не прошедших» аттестацию, область в тройке антирекордсменов страны. В 2024 году проверку проходили 236 школ из 360-ти, успешно – только шесть. В этом году повторной сдаче подлежали 170 учебных заведений, но почти 60 снова не справились. Теперь 29 школ ждёт проверка прокуратуры и санэпидслужбы.
Бакижан Каким, эксперт в сфере образования
Эти вопросы в ведении министерства и считаю, их надо в корне пересматривать. К примеру, единственная в селе школа не прошла проверку, её должны закрыть, но ведь детям некуда идти. Поэтому рано или поздно её всё равно «проводят» через аттестацию. Выходит, это формальность. Надо менять систему.
Не справляются с проверкой не только старые, но и новые школы. Ответственность за проведение аттестации несут региональные департаменты по обеспечению качества образования.
Гульнар Уздембаева, руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования
В основном, несоответствия были по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», есть замечания по правилам дорожного движения и проведению воспитательных часов. Всё это входит в государственный стандарт. Поэтому мы всё это подлежит проверке.
Парадокс в том, что именно по дополнительным дисциплинам - ОБЖ и классным часам – многие школы не проходят аттестацию, и это тормозит развитие всей образовательной системы региона.
Дария Жумабекова